Программа для поступающиз в 10 класс

 

Биология

Химия

Примерные билеты по химии на вступительном испытании

Русский язык

 

П Р О Г Р А М М А
по биологии
для поступающих в Медицинский лицей при СГМУ
10 класс


I. Раздел растения
1. Царство бактерии
2. Царство грибы
3. Царство растения. Общая характеристика. Многообразие. Значение. Строение расти-тельной клетки.
Низшие растения:
Водоросли. Отделы: зеленые, бурые, красные водоросли.
Лишайники.
Высшие растения:
Отдел мохообразные. Зеленый мох кукушкин лен. Сфагновые мхи.
Отдел папоротникообразные (плауны, хвощи, папоротники)
Отдел голосеменные
Отдел покрытосеменные. Классы двудольных и однодольных растений. Основные органы покрытосеменных растений: вегетативные (корень, стебель, лист), генератив-ные (цветок, семя, плод). Основные процессы жизнедеятельности (корневое питание, фотосинтез, опыление, двойное оплодотворение).
II. Раздел животные
1. Тип простейшие (классы: корненожки, жгутиковые, инфузории)
2. Тип кишечнополостные
3. Тип плоские черви
4. Тип круглые черви
5. Тип кольчатые черви
6. Тип моллюски
7. Тип членистоногие (классы: ракообразные, паукообразные, насекомые)
8. Тип хордовые
Ланцетник
Класс рыбы
Класс земноводные
Класс пресмыкающиеся
Класс птицы
Класс млекопитающие
II. Раздел человек
1. Группы тканей человеческого организма
2. Опорно-двигательная система (скелет, мышцы)
3. Кровеносная система:
Кровь. Группы крови. Иммунитет
Кровообращение. Строение сердца
4. Дыхательная система
5. Пищеварительная система
Органы пищеварения:Пищеварение в полости рта. Глотание.Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ.
6. Обмен веществ
7. Выделительная система
8. Кожа
9. Анализаторы. Органы чувств
10. Нервная система (спинной, головной мозг)

 

назад

 

ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ГОРОДА САРАТОВА
Данная программа составлена с целью оказания помощи учащимся общеобразовательных
учреждений подготовиться к собеседованию при поступлении в Саратовский медико-биологический лицей. В программе выделены те разделы, знание которых, на наш взгляд, позволит учащимся успешно начать занятия в 10-ом классе лицея и осваивать изучаемый
материал.


1. Предмет химии, ее задачи. Место химии среди естественных наук, взаимосвязь наук
с химией.
2. Явления физические и химические. Физические и химические свойства веществ.
Химические реакции, признаки их протекания.
3. Атомно-молекулярное учение. Основные понятия химии: атом, химический
элемент, молекулы, химические формулы веществ. Вещества простые и сложные.
Графические формулы веществ и структурные формулы. Явление аллотропии.
Чистые вещества и смеси, отличие их друг от друга.
4. Абсолютная масса атомов и молекул. Атомная единица массы ( а. е. м. ).
Относительная атомная масса химического элемента ( Аг ). Относительная
молекулярная масса ( Мг).
5. Моль ( п ) - мера количества вещества. Число Авогадро ( NA ), его физический
смысл. Молярная масса ( М ) вещества, ее размерность. Связь массы вещества,
молярной массы вещества с количеством вещества. Расчет количества вещества по
известному числу молекул данного вещества и числа молекул по известному
количеству вещества или по известной массе этого вещества.
6. Стехиометрические законы химии: закон сохранения массы и закон постоянства
состава. Объяснение закона сохранения массы с позиций атомно-молекулярного
учения. Отклонения от закона постоянства состава, понятие о дальтонидах и
бертолидах. Современная формулировка закона постоянства состава.
7. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем газа ( Vm ), его размерность.
Связь молярного объема газа с количеством вещества. Относительная плотность
газов ( D ), ее практическое определение и использование.
8. Способы выражения состава химических систем: массовая доля ( W ) компонента
системы и объемная доля ((р ) данного компонента системы, и их расчет.
9. Валентность и степень окисления. Правила вычисления степени окисления атома в
молекуле и в ионе. Составление химических формул веществ по валентности или
степени окисления атомов.
10. Понятия: " химические уравнения ", "исходные вещества или реагенты", " конечные
вещества или продукты ", "химическая система", " Стехиометрические
коэффициенты ". Дополнительные символы, которые может содержать запись
химического уравнения, указывающие на условия протекания химической реакции:
температура ( t° ), давление ( Р ), катализатор ( Kat или конкретная формула
вещества-катализатора ) и т.д. Расчеты по уравнениям химических реакций. Расчет
массовой доли выхода ( л ) продукта реакции.
11. Классификация химических реакций:

а) по числу и по составу исходных веществ и
продуктов ( реакции соединения, разложения, замещения и обмена ),
б)окислительно-восстановительные реакции,
в) понятие " фаза " и деление реакций на гомогенные и гетерогенные,
г) тепловой эффект реакции, реакции


12. Основные классы химических соединений: оксиды, основания, кислоты их и соли.
Классификация оксидов, оснований, кислот и солей. Система их названий
( номенклатура), генетическая связь между ними.
13. Основные оксиды, их получение: окисление металлов, обжиг сульфидов,
термическое разложение солей кислородосодержащих кислот, прокаливание
нерастворимых оснований. Общие свойства основных оксидов: взаимодействие с
кислотами, кислотными оксидами, с водой, участие в окислительно-восстановительных реакциях.
14. Кислотные оксиды, их получение: окисление неметаллов, термическое разложение
некоторых кислородосодержащих кислот и солей некоторых кислородосодержащих
кислот, окисление сульфидов металлов и водородных соединений неметаллов.
Важнейшие химические свойства кислотных оксидов: взаимодействие с растворами
щелочей, с основными оксидами, с водой, с солями менее летучих кислот, участие в
окислительно-восстановительных реакциях.
15. Амфотерные оксиды, их общая характеристика. Проявление амфотерных свойств
оксидом алюминия - взаимодействие А^Оз с кислотами и с растворами и
расплавами щелочей.
16. Щелочи как растворимые основания, их получение ( взаимодействие щелочных и
щелочноземельных металлов и их оксидов с водой, электролиз водных растворов
хлоридов натрия ). Важнейшие химические свойства оснований: термическое
разложение нерастворимых оснований, взаимодействие оснований с кислотами -
реакция нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, взаимодействие с
алюминием.
17. Гидроксид алюминия как амфотерное основание, его важнейшие свойства:
взаимодействие с кислотами, растворами щелочей.
18. Кислоты ( кислородосодержащие и бескислородные ), их графические формулы,
получение ( взаимодействие неметалла с водородом, взаимодействие ангидрида
кислоты с водой, взаимодействие соли с сильной кислотой ) и химические свойства:


а) изменение цвета индикаторов,
б) взаимодействие кислот с основаниями,
в) действие кислот на основные оксиды, действие кислот на металлы, стоящие в
ряду напряжеий до водорода,
г) взаимодействие кислот с солями более слабых кислот.


19. Соли, их классификация ( соли средние, кислые и основные ). Способы получения
средних солей:

 

а) из простых веществ ( только для солей бескислородных кислот ),
б) взаимодействием основного и кислотного оксидов,
в) действие кислоты на основной оксид,
г) взаимодействием основания с кислотой, г) взаимодействием
кислотного оксида с основанием,
д) взаимодействием соли со щелочью,
е) действием кислоты на соль,
ж) реакцией обмена между двумя солями,
з) действием кислоты на металл.

Химические свойства солей:


а) взаимодействие металлов с солями ( в соответствии с рядом напряжений ),
б) взаимодействие с кислотами,
в) реакция обмена со щелочью,
г) взаимодействие двух солей.

20. Раствор как гомогенная система двух и более компонентов (ионно-молекулярная
система ). Растворитель и растворенное вещество. Растворимость веществ,
зависимость этой величины от температуры, агрегатного состояния вещества,
природы веществ, давления ( для газов ). Механизм растворения ионных
соединений ( Nad, KC1 ). Тепловой эффект растворения. Растворы насыщенные,
ненасыщенные и пересыщенные. Массовая доля вещества ( W ) как способ
выражения состава раствора.

21. Деление веществ на электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории
электролитической диссоциации Аррениуса. Механизм диссоциации веществ с
ионным типом связи и с полярной ковалентной ( НС1). Степень электролитической
диссоциации ( а ), деление электролитов на сильные, средние и слабые. Примеры.
22. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации.
Амфотерный электролит А1 (ОН )з. Реакции обмена в растворах электролитов и
условия их необратимости ( выделение газа, образование осадка, образование
слабого электролита).
23. Окислительно-восстановительные реакции. Основные положения теории
окислительно-восстановительных реакций ( окисление, восстановление,
окислители, восстановители ). Составление уравнений окислительно-
восстановительных реакций методом электронного баланса.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ


1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле.
2. Вычисление массовых долей ( процентного содержания ) элементов в сложных
веществах по формуле вещества.
3. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, если известна
масса растворенного вещества и масса раствора.
4. Вычисление массы растворителя и массы растворенного вещества по известной
массовой доли растворенного вещества и массе раствора.
5. Вычисление определенного количества вещества, если известны: а) масса
вещества, б) число молекул данного вещества, в) объем вещества; и наоборот.
6. Вычисление относительной плотности газообразных веществ.
7. Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям
элементов.
8. Вычисление массы продукта реакции известным массам исходных веществ.
9. Вычисление массы продукта реакции по известным массам одного из вступивших
в реакцию веществ.
10. Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически
возможного.
11. Вычисление массы ( объема ) продукта реакции по известной массе ( объему )
исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
12. Вычисление массовой доли компонентов смеси на основе данных задачи.
13. Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам
сгорания.
14. Составление химических переходов ( уравнений реакций ) одних веществ в
другие с использованием генетической связи между классами соединений.

 

назад

 

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРИ СГМУ
БИЛЕТ СОБЕСЕДОВНИЯ № 2

(для поступающих в 11-е классы лицея; июль-03)


1. Опишите электронное строение молекулы метана.
Какова гибридизация атома углерода в метане? Каков
угол связи Н - С - Н ? Исходя из строения молекулы
метана сделайте выводы о том, какие реакции будут
характерны для метана.
2. Найдите объем водорода, необходимый для
гидрирования 50 л смеси пропана и пропена, если
объемная доля пропана в смеси равна 20%.
3. При действии избытка воды на 32 г технического
карбида кальция образовалось 8,96 л (н.у.) ацетилена.
Найдите массовую долю примесей в техническом
карбиде кальция.
4. Получите ацетиленид серебра. Какие свойства ацетилена
проявляются в этой реакции?
5. Приведите реакции для следующих превращений
веществ: карбид кальция ацетилен этилен
этанол этилацетат.



САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САРАТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРИ СГМУ
БИЛЕТ СОБЕСЕДОВАНИЯ №16

(Для поступающих в 10-й класс МЛ при СГМУ)


1. Масса образца сероводорода составляет 1.7 г. Какой объем при
н.у. будет занимать этот сероводород? Сколько молекул
сероводорода содержится в этом объеме?
2. Какова массовая доля серы в серной кислоте?
3. Рассчитайте массу 3.01·1023 молекул сульфата меди (II)?
4. Смесь газов состоит из 0.2 моль СО, 0.8 моль N2, 2.4 моль Сl2,
0.6 моль O2. Какой объем занимает смесь газов? Какова
объемная доля азота в смеси?
5. Средние соли. Их химические свойства; графические формулы
солей.
Hosted by uCoz